Страноведение

Программа курса «Страноведение» для 9-11 классов

 

Процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Данная программа дает возможность воспитать у учащихся уважение и любовь к гуманитарным наукам;

развить их лингво-страноведческую компетенцию, подготовить учащихся к жизни в 21 веке, который является веком международных отношений; показать взаимозависимость развития национальной и межнациональной истории и культуры;

При изучении жизни других стран воспитывается гражданственность и уважение к истории своей страны и своему народу.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Владение иностранными языками можно квалифицировать как компонент общей культуры личности, с помощью которого она (личность) приобщается к мировой культуре. Однако диалог культур возможен лишь при условии осознания учащимися своей собственной национальной культуры и соответственно своего родного языка.

Это необходимое условие для взаимопроникновения, взаимодействия культур, этого сложного и многогранного процесса, которым является межкультурная коммуникация.

Страноведческое содержание этого курса призвано завершить формирование у учащихся представления о менталитете и культуре англо-говорящих стран. Сюда включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни общества, которые не освещались или не освещались в не достаточной степени в предыдущих классах: литература, музыка, средства массовой информации, образование, положение стран в мире.

В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, развивающим все виды речевой деятельности. Ведущим остаётся чтение и говорение.

Знакомство с культурой станы происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развития понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

Данный курс ставит своёй целью закрепить, обобщить и систематизировать приобретённые учащимися ранее знания, навыки и умения, сформировать новые и подготовить учащихся к сдаче экзаменов по английскому языку.

Актуальность и педагогическая целесообразность курса: программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранного языка. Занятия по данной программе будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.

Перспективная цель программы: подготовка учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англо — американской культур.

Цель программы: ранняя социокультурная адаптация учащихся, связанная с развитием информационно – коммуникативных компетенций, компетенций саморазвития личности и вхождением в мир иноязычной культуры.

•  дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений ;

•  культуроведческое развитие учащихся старших классов средствами иностранного языка ;

•  дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;

•  формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;

•  развитие умений самообразования, творческого поиска, самостоятельного подхода к образованию;

•  развитие умений оценивать свой уровень владения видами разговорной деятельности;

•  подготовка учащихся к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений учащихся о мире.

Задачи:

•  формировать социокультурные стороны личности на основе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры;

•  способствовать социализации учащихся, формированию открытости, уважения, интереса к чужой речи и культуре;

•  обеспечивать творческое развитие учащихся в области речевой культуры;

•  формировать потребность самовыражения в разных видах деятельности;

•  развитие творческих способностей учащихся;

•  знать и понимать особенности культуры и общественно — экономических отношений страны;

•  вести обсуждение, выражать свое мнение и обосновывать его;

•  читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;

•  научиться излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;

•  выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентация);

•  самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним.

Программа рассчитана на 3 года обучения (с 9 по 11 класс).

Новизна и отличительные особенности данной образовательной программы обусловлены принципом ее построения, одновременно являющимся и основным содержанием . Этот принцип заложен и в идею используемых форм работы с учащимися на занятиях (методы коллективных способов обучения – индивидуальные, парные, групповые: «учимся вместе»).

Принцип диалогичности (дискуссии) пронизывает всю программу, одновременно являясь способом, формообразующим элементом структуры программы и содержательным стержнем. Диалогичностью пронизаны два блока программы — культурологический и практический.

Ожидаемые результаты — социокультурная адаптация и развитие толерантности.

Основные положения, на которых строится процесс обучения страноведению:

•  В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

•  Курс строится на взаимодействии учителя и учащихся основанном на соучастии и взаимопомощи.

•  Дифференцированный подход, предполагающий учет уровня обученности, осуществляется через использование материала различной трудности (индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки), использование опор различной степени развернутости (план, ключевые слова), разный объем высказывания по теме, выполнение разнообразных творческих заданий (проекты, рефераты, презентации), разные способы контроля. Все это способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность.

Главная цель линвострановедения – обеспечение коммуникативной компетенции в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и оригинальных текстов, рассчитанных на носителей языка.

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:

•  Лингвострановедческий (знание, понимание реалий), т. е слова, обозначающие предметы национальной культуры и умение их употреблять. Знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах. Текстовый материал.

•  Общеучебный компонент. Учебно-организационные умения, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные.

Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.

Практика показывает, что школьники с интересом относятся к культуре, традициям и обычаям стран изучаемого языка. Уроки с элементами страноведения вызывают у школьников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами.

Программа «Великобритания» для 9 класса

(32 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Географическое особенности Великобритании (9 часов)

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии ( Британские острова, расположение, рельеф, реки, страны, столицы, флаги, символы ). Англия (регионы, население, промышленность, исторические достопримечательности ). Лондон ( расположение, история, районы, население, основные достопримечательности, музеи). Шотландия (расположение, регионы, население, язык, столица-Эдинбург, традиции, фестивали, промышленность, крупные города). Уэльс ( расположение, регионы ( Сноудония ), население, столица-Кардифф, валлийский язык, традиции, фестивали (Айстедвод), промышленность, крупные города). Северная Ирландия (расположение, регионы , население, столица-Белфаст, язык, традиции, фестивали, промышленность, крупные города). Особенности населения, климата растительного и животного мира.

Тема 2. Правительство ( 6 часов)

Особенности правления в стране. Британская монархия. Британский парламент ( выборная система, формирование правительства, премьер-министр, кабинет, теневой кабинет). Палата Общин и Лордов, политические партии ( Консервативная, Либеральная, Лейбористская и др). Средства массовой информации (газеты, телевидение, радио)

Тема 3. Образование ( 5 часов)

Дошкольное и начальное образование. Школьная жизнь ( предметы, форма, каникулы, наказания и поощрения, досуг). Среднее образование

( частные (Итон и др.) и государственные школы). Колледжи и университеты. (Оксфорд, Кембридж и др.)

Тема 4. История и культура ( 6 часов)

Древнейшая история (римское и нормандское завоевание). Короли и королевы прошлого (Генрих VIII ,Елизавета I , Королева Виктория). Королевская семья сегодня (Виндзоры, Елизавета II ).Культурная жизнь Великобритании ( музыка, театр, изобразительное искусство). Архитектура (Кристофер Рен (Собор Святого Павла), Тауэр, Вестминстерское Аббатство).

Тема 5. Спорт и отдых ( 6 часов) Традиции и обычаи (чаепитие, шотландская клетка, кланы и др). Праздники (Рождество, Хэллоуин, ночь Гая Фокса, Пасха и др.) Национальные виды спорта. Футбол. Теннис (Уимблдон)

Программа для 10 класса «Канада, Австралия, Новая Зеландия»

(32 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Канада (10 часов)

Географическое положение и особенности страны ( расположение, рельеф, реки, озера, флаг, символы). История открытия (коренное население, первые европейцы- Дж.Кабот, Ж. Картье, С. де Шамплен). Провинции и территории. Природа (климат, растительный и животный мир). Экономика. Правительство ( форма правления, глава государства, премьер-министр). Население (официальные языки государства). Крупные города (Монреаль. Торонто, Ванкувер) и столица Оттава. Образование (начальное, среднее. высшее. Колледжи, университеты) и культура (литература и искусство).

Тема 2. Австралия ( 11 часов)

Географическое положение и особенности страны (расположение, рельеф, реки, пустыни, флаг, символ). История открытия (А. Тасман. Дж. Кук, первые поселения). Провинции и территории. Природа (Климат, своеобразие растительный и животный мир). Экономика. Правительство (Форма правления, глава государства, премьер-министр). Население (Коренное население- аборигены). Крупные города (Сидней, Мельбурн, Аделаида, Перт, Дарвин) и столица Канберра. Образование и культура.

Тема 3. Новая Зеландия ( 10 часов)

Географическое положение (острова – Северный, Южный, Стюарта, пролив Кука) и особенности страны(флаг, эмблема). Природа — своеобразие. История открытия и заселения. Экономика- сельское хозяйство (овцеводство и крупный рогатый скот). Правительство. Население- коренные жители(маори). Крупные города и столица Веллингтон. Образование и культура.

Тема 4. Содружество Наций. ( 2 часа)

Программа для 11 класса «США»

(32 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Географическое положение и природа (6 часов)

Географическое положение и особенности страны- границы, рельеф (Кордильеры, Скалистые горы, Аппалачи, Великие равнины), реки(Миссисипи, Миссури, Рио — Гранде и др.). Великие озера (Мичиган, Эри, Гурон, Онтарио, Верхнее) Климат. Растительный и животный мир. Природные чудеса (Большой каньон, парк Йеллоустоун).

Тема 2. История США. ( 9 часов)

Первые люди в Америке. Колумб или викинги. Исследование и заселение. Первые европейские поселения. Американские индейцы. Бостонское чаепитие. Война за независимость. Декларация независимости, Конституция. Гражданская война между штатами.

Тема 3. Американские президенты прошлого. ( 3 часа)

Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн.

Тема 4. Политическая и экономическая структуры. ( 6 часов)

Правительство США- сенат, палата представителей, три ветви власти. Президент, выборы, политические партии. Американские символы. Национальная экономика.

Тема 5. Образование. Культура, спорт. ( 4 часа)

Образовательная система США. Искусство. Национальные праздники. Спорт.

Тема 6. Главные города. ( 3 часа)

Столица страны — Вашингтон( Капитолий и Белый Дом), Нью- Йорк, Лос- Анджелес.

Leave a Reply